ДЕТИ
РОДИТЕЛИ
ПЕДАГОГИ
ПСИХОЛОГ

ОТ 0 ДО 4

ТИНЕЙДЖЕР

ВЫПУСКНИК

ГАЛЕРЕЯ

ОБ АВТОРАХ
Педагоги------- Рекомендуемые тесты------- Калейдоскоп

Игровой урок «Радужный камень» (3 класс)
Цель: развитие толерантности у учащихся 3 класса Задачи: - помочь детям осознать, кого они считают близким человеком, кого чужим;
- дать детям опыт личного проживания ситуации общения с «чужими» и «своими»;
-предложить модель конструктивного общения с теми людьми,
которые объективно или субъективно воспринимаются как «чужие»;
- способствовать развитию чувства эмпатии, принятия человека, непохожего на других;
- дать возможность пережить и изменить негативные переживания по отношению к тем,
кто воспринимался как чужой.
Ход урока
1 этап: «Чужие» и «свои»: работа с понятиями.
Ведущий. Сейчас мы поговорим о людях, которые нас окружают, о нашем отношении к ним. Среди тех, кто живет рядом с ними, есть люди нам более близкие и те, с кем мы почти не общаемся, кого не замечаем или не понимаем. В общем, есть люди свои и чужие. Давайте разберемся, что это значит. (2 группы работают над понятием «своя вещь», 2 группы – «чужая вещь». На работу дается 3 – 5 минут. Затем учащиеся зачитывают, ведущий обобщает на доске. Также происходит работа с понятиями «свой человек» и «чужой человек».)
Подсказка для ведущего:
Свой: принадлежащий себе, свой собственный;
являющийся личным имуществом,
своеобразный, родной.
Чужой: принадлежащий другому, являющийся его собственностью,
неродной, посторонний,
чуждый, далекий.
2 этап: Групповое обсуждение.
«Могут ли все вокруг быть своими?» (дети высказываются)
Ведущий. Вокруг нас всегда есть те люди, которых мы считаем своими, и те, которых мы считаем чужими. Это нормально. Сегодня мы поговорим с вами о том, как вести себя с теми, кого мы считаем непохожими на нас, чужими. И поговорим об этом в особой волшебной ситуации. Мы на время превратимся в гномов.
3 этап: Подвижная игра, в ходе которой дети превращаются в гномов.
4 этап: «Экзамен на гномов-волшебников»:
Дети должны посовещаться и превратить бумажный колпачок в какой-нибудь предмет (громкоговоритель, стакан и т.д.).
Каждя команда демонстрирует это, ведущий говорит: «Есть волшебство!»
5 этап: Погружение в игровую ситуацию.
Дети получают знаки отличия (например, синий, зеленый, красный или желтый кружок. Для каждой команды на столе лежит лист цветной бумаги того же цвета, что и знаки отличия.). Для погружения в игровую ситуацию детям предлагается придумать название своего волшебного царства, рассказать о том, какими чертами характера обладают жители, какими достижениями они гордятся (обсуждение длится 5 минут, затем – представление). Ведущий. Итак, начинается наша история… Она касается всех жителей наших царств, каждого из нас, но в ней есть главный персонаж. Прежде, чем вы узнаете, что же приключилось, познакомьтесь с этим Гномом и с тем, какие у него были отношения с другими жителями вашей горы. Сейчас каждая группа получит свой небольшой текст. Тексты отличаются друг от друга: иначе и быть не может, у вас же разные царства, разная жизнь. Детям раздаются тексты.
Начало первой истории:
Жил-был в огромной Желтой горе Гном. Жил он там не один, а с другими гномами.
Этот Гном был странным: любил бродить один по лабиринтам, не всегда понимал смыл шуток других гномов, придумывал какие-то непонятные другим игры и шутки. Другие гномы считали его непонятным чудаком. Он знал, как к нему относятся, но ничего не пытался изменить…
Начало второй истории.
Жил-был в огромной Красной горе Гном. Жил он там не один, а с другими гномами. Среди них он слыл самым весёлым и общительным. С ним было интересно, он всё время что-нибудь придумывал: новые игры, истории, приключения. Гном знал, что его любят и ценят другие жители горы…
Начало третьей истории.
Жил-был в огромной Синей горе Гном. Жил он там не один, а с другими гномами. В большой и дружной семье гномов все его считали своим и относились к нему очень тепло. Многое ему прощали. Но маленький Гном чувствовал, что он не такой, как другие: ему хотелось на открытый воздух, в леса. Он тайком писал стихи... Гном чувствовал себя чужим в обществе других гномов...
Начало четвёртой истории.
Жил-был в огромной Зелёной горе Гном. Жил он там не один, а с другими гномами. Он очень хотел дружить с другими гномами, быть равным партнёром в игре и в работе. Но гномы сторонились его, старались не общаться с ним. Он казался им каким-то не таким...
Ведущий: Наверное вам любопытно, какие истории достались другим группам. Давайте познакомим с ними друг друга. Только сделаем мы это необычным способом: с помощью скульптуры или немой сцены. Группы готовят небольшие сценки.
Ведущий. Очень внимательно посмотрите сценки и скульптуры друг друга, пронаблюдайте за особенностями отношений Гнома и других участников. Происходит показ двух сценок.
Ведущий. Теперь выскажите свои предположения: где к Гному относились как к своему, где как к чужому. Почему? Далее – показ двух других сценок.
Обсуждение то же, как и после первых сценок. После того, как все желающие высказались, дети зачитывают тексты, подводится итог: - в чем проявлялось отношение к Гному как к чужому? - почему иногда Гном сам понимал, что он чужой и знал, как к нему относятся окружающие, а иногда ему казалось, что он такой же, как и все? - что может чувствовать человек, которого считают чужим? Подсказка для ведущего. ( основные эмоции и чувства): Неудовольствие (дискомфорт, раздражение) Страх (тревога, опасение, ужас) Обида (разочарование) Горе (страдание) Стыд (вина, застенчивость). - Хотел бы каждый из вас пережить такие чувства, такое отношение к себе? (ведущий должен создать такую ситуацию, чтобы все хором сказали «нет!»). 6 этап: Моделирование поведения. Ведущий. Если вокруг нас есть чужие люди, значит ли это, что их обязательно оскорбляет и унижают? Представьте, что в вашем царстве произошла такая история: У каждого царства было одно уникальное сокровище – радужный камень – он мог излучать удивительное сияние, создающие атмосферу праздника и радости. Но была у него одна особенность: он не мог жить без тепла живых рук, стоило оставить его на 5-6 минут, и он засыпал навеки. Гномам приходилось устанавливать дежурства нашего главного героя – Гнома. В эту ночь с ним произошло несчастье: он добросовестно держал камень в руках, но по его ноге вдруг пополз муравей. Гному стало щекотно, он дернулся, стал смахивать муравья, и не удержал камень…Радужный камень упал и укатился под порог, да так, что ни рукой, ни ногой не достать. Камень заснул. Гном очень расстроился. Как его разбудить? Весть очень быстро разнеслась по всему царству. Ведущий: как вам кажется, как к этому отнеслись другие гномы? Что при этом чувствовал виновный гном? Ведущий предлагает проиграть этот сюжет с тем условием, что гнома нельзя обижать, оскорблять, унижать. 7 этап: завершение Ведущий: конечно, гномы расстроились, но не стали обвинять гнома, они поняли его, ведь такое могло произойти с каждым. И произошло чудо: как только жители посетили Гнома, их радужный камень ожил и снова стало празднично, весело. Оказывается, он живет не только при тепле живых рук, но и в атмосфере душевной теплоты и добра. Обсуждение: в чем особенность отношения к тем людям, кого мы не считаем своими? Возможно ли относиться к чужим так, чтобы это отношение не обижало и не унижало их? В чем особенность такого поведения и отношения? Выход из роли: каждый из детей должен сказать: «Я не гном, я ученик такого-то класса». Заключение: какие уроки мы лично можем извлечь из этой роли?

учитель Левченко Ольга Степановна

Сайт создан в системе uCoz