|
Рекомендуемые тесты------- Находки-------Калейдоскоп Начало школьного обучения становится стартом нового этапа в развитии ребёнка, на котором возникают новые взаимоотношения и формы сотрудничества со взрослыми, со сверстниками. Взаимоотношения школьника с другими людьми понимаются как один из важнейших факторов его личностного развития, как взаимодействие участвующих в различных видах деятельности людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью достижения общего результата. Особая роль в этом взаимодействии принадлежит педагогу, влияние которого, особенно в школьном возрасте, порой выше влияния родителей. Недаром многие родители, пытаясь чего-то добиться от ребёнка, просят именно педагога оказать им в этом помощь. Результаты опроса 180 третьеклассников показали, что учитель, хотя и теряет с годами школьной жизни свою главенствующую роль влиятельного друга, тем не менее остаётся значимой для них фигурой и по-прежнему опережает родителей, оказывая влияние на ребёнка. Педагог способствует сближению детей, созданию атмосферы общей работы, сотрудничества, взаимопонимания. Стиль поведения педагога, как правило, бессознательно присваивается детьми и становится своеобразной культурой учащихся класса. От того, каким был первый учитель, во многом зависит успешность и самоактуализация личности ученика в будущем. Родители, понимая, что личность учителя – ключевая в процессе развития ребёнка, проявляют особую избирательность в выборе его первого учителя. Проведённый опрос учеников и родителей показал, что в личности современного учителя они выделяют как привлекательные, так и непривлекательные качества. Привлекательные качества: образованность, культура, справедливость, тактичность, чувство юмора, доброта. Непривлекательные качества: злость,плохое настроение, несправедливость, способность унижать, многословие. При этом родители выдвигают ряд определённых требований к личности учителя своего ребёнка: уровень образованности, профессионализм и личностные качества. Родители в возрасте 20-30 лет отмечают, что хотели бы видеть учителя в первую очередь опытным, эрудированным, любящим свою профессию. Только небольшой процент родителей выделили такие качества как инициативность, изобретательность, стремление к самообразованию, а также самостоятельность в работе, использование нового, передового опыта. Среди личностных качеств учителя родители этой группы выделяют любовь к детям, терпимость, склонность замечать в людях хорошее и доброе. Родители возрастной группы 31-40 лет отдали предпочтение учителю, отличающемуся творчеством в работе, любовью к профессии, использованием в своей педагогической деятельности передового. Но тенденция видеть учителя добрым, общительным, любящим детей наблюдается и в этой возрастной группе. Зрелые родители и прародители убеждены, что учитель должен обладать педагогическим мастерством и быть требовательным к детям. Не получили ни одного выбора у этой возрастной группы такие качества как творчество и самостоятельность в работе. Приоритет в выборе личностных качеств отдаётся любви к детям, доброте, терпимости, общительности. Проведённые опросы родителей всех возрастных категорий показывают, что родители отдают предпочтение молодым по возрасту учителям – 20-30 летним – 56,6%, 31-40 -43,4% и не хотели бы для своего ребёнка учителя старше 40 лет Проведённый опрос среди подростков позволил выявить наиболее значимые для них качества педагога, которому они могли бы доверить свои проблемы. Это: 1. Широкая эрудиция; 2. Склонность замечать в людях доброе и хорошее; 3. Преподавательское мастерство; 4. Любовь к детям; 5. Любовь к профессии; 6. Умение доводить начатое дело до конца; 7. Творчество в работе; 8. Доброта, терпимость; 9. Требовательность к детям; 10. Коммуникативность; 11. Использование нового, передового в работе; 12. Скромность; 13. Самостоятельность в работе; 14. Внешняя привлекательность. Таким образом, комплекс требований родителей и учеников к личности желаемого учителя определяют сущностную характеристику личности учителя. Ученики ожидают от педагога мудрых действий, умения разрешить различные ситуации спокойно и справедливо, что дети считают естественным. Тогда как несправедливость, невнимание, пренебрежение вызывают возмущение поведением учителя, что может надолго определить неустойчивый характер его взаимоотношений с учениками и отсутствие воспитательной силы педагогического воздействия. |